8 (495) 721-90-01

Иглорефлексотерапия (иглоукалывание)

Акупунктура

Акупунктура иглоукалывание (иглотерапия, иглорефлексотерапия, акупунктура -от лат. асиз - игла, рипсйо - колоть) - Чжень-Цзю (укалывание - прижигание) - основа восточной медицины. В одном из музеев Лондона хранится египетский папирус с обозначением точек для иглоукалывания, датированный 1550 г. до н.э. Возможно, иглотерапия и прижигание появились раньше на Тибете, в Непале или Индии, где наука была более развитой. Следует все же отметить, что наиболее широкое распространение иглотерапия и прижигание получили в странах Востока, в первую очередь в Китае, и поэтому данный метод лечения получил название китайского метода лечения или чжень-цзю терапии.

Сущность акупунктуры заключается во введении тонких игл, изготовленных из серебряных, золотых сплавов или нержавеющей стали в биологически активные точки, имеющие рефлекторные связи с определенными органами и областями организма. Китайскими врачами описано около тысячи акупунктурных точек, при этом каждая из них предназначена для лечения определенных заболеваний и симптомов. Согласно традиционным китайским представлениям, в организме человека имеется особая жизненная энергия "Чи", которая циркулирует по 14 каналам (меридианам). Возникновение заболеваний китайцы связывали с избытком или недостатком энергии "Чи" в определенных меридианах человеческого тела. Акупунктура направлена на коррекцию баланса энергии путем введения игл в определенные точки, расположенные на меридианах.

Основным методом воздействия на точки в настоящее время является классический способ иглоукалывания. Преимущества этого способа заключаются в простоте его применения, в возможности осуществления его в практически любых условиях, а также наиболее богатый практический опыт его использования.

Под классическим методом иглоукалывания понимается воздействие на организм с лечебной или профилактической целью специальными иглами, вводимыми в определённые зоны кожи (акупунктурные точки) и подлежащие ткани.

Акупунктура в настоящее время пользуется большой популярностью и применяется для лечения многих заболеваний, в том числе для терапии хронических болевых синдромов. При изучении эффективности акупунктуры для лечения боли в спине, сотрудниками Национального института здоровья (США) подтверждена эффективность этого метода для лечения . Доказана целесообразность использования акупунктуры при лечении никотиновой и алкогольной зависимости, как средство купирования головных, менструальных болей, для лечения синдрома запястного канала и бронхиальной астмы. Иглоукалывание с успехом применяется для лечения целого ряда неврологических заболеваний, болезней ССС, ЖКТ и др.

Современная акупунктура как метод лечения болей в значительной степени повторяет многовековой опыт, указывающий, что самые различные приемы провоцирования кратковременной умеренной боли могут вести к устранению или уменьшению хронических болей значительно большей силы.

Подготовка к процедуре иглоукалывания начинается с первой встречи с больным, его осмотра и установления контакта между врачом и пациентом. При этом важно, чтобы больной испытывал доверие к врачу. Осмотр больного перед проведением сеанса является обязательным, даже если он направлен с заведомо известным, а, возможно, и с абсолютно точным диагнозом. Внимательный осмотр больного, во-первых, позволяет составить собственное мнение о болезни, особенностях его течения и основных проявлениях на данном этапе. Это само по себе уже имеет большое значение для выбора соответствующего метода лечения. Во-вторых, больной чувствует, что к нему относятся серьёзно и намечающаяся лечебная процедура не просто "укалывание", а определённый метод лечения. Поддержать такое мнение больного следует кратким разъяснением сущности применяемого способа лечения, обратив внимание на рефлекторный механизм его действия. Пациент должен знать, что он будет чувствовать при иглоукалывании, какие ощущения являются основными и какие второстепенными. Полученная информация помогает пациенту избавиться от страха и тем самым более активно сотрудничать с врачом.

После осмотра больного врач приступает к непосредственному ее выполнению. Для этого больного в зависимости от выбранных точек укладывают на живот или спину. В последующем, при условии хорошей переносимости лечения, больной может сидеть. Поза при этом должна быть удобной, мышцы расслабленными, так как напряжение во время сеанса значительно снижает эффективность метода.

Используют т.н. корпоральные (локальные) точки на туловище, голове, отдаленные на руках, ногах и аурикулярные - точки на ушной раковине. Аурикулотерапия, исходит из представлений о том, что тело человека спроецировано на ушную раковину в виде перевернутого гомункулюса ("человечка"). Некоторые участки кожи ушной раковины обнаруживают повышенную чувствительность у больных с хронической болью. Некоторые пациенты при стимуляции уха испытывают тепло и другие ощущения в отдаленных участках тела.

Установка акупунктурных игл практически безболезнена. Однако для повышения эффективности терапии необходимо добиться появления специфических ощущений в месте укола в виде легкой разлитой болезненности, тепла. В начале сеанса иглотерапии врач в некоторых случаях проводит дополнительную стимуляцию отдельных игл ( пошатывание, подкручивание, прогрев полынной сигарой) для усиления вызванных ощущений.)

Обычно продолжительность сеанса 40-45 мин. Пациенты во время сеанса часто просто засыпают. Иглы последнее время используются исключительно одноразовые, что исключает инфицирование. На курс лечения, в зависимости от заболевания требуется 8-10 сеансов. Прелесть метода, по современным представлениям, кроме всего, в том, что "рабатают" не иглы, а сам организм, собственно он определенным образом настраивается на выздоровление -запуская ту программу, заложенную самой природой, которая в данный момент, именно этому человеку, необходима. И задача врача найти тот алгоритм, ту комбинацию точек, которые "запустят" этот механизм.